24 июня - Рождество святого Иоанна Крестителя. Торжество
I век. Иоанн Креститель, последний из пророков и предвестников нашего Господа, был пустынником. Сын священнического рода, родился у престарелых родителей, как было предсказано Ангелом Божиим, вырос Назореем (Nazarite), то есть с рождения посвятившим себя служению Богу, с пожизненными обетами не бриться, не пить вина, и отказывать себе в человеческих удовольствиях. Он жил в пустыне, крепкий на вид, завораживающий, одетый в верблюжью шкуру, питаясь саранчой и диким мёдом.
Он самая удивительная фигура в Евангелии, человек-загадка, не похожий на остальных, бронзовый от солнца пустыни, с резкими словами грозного проклятия, бескомпромиссный и решительный. Невозможно представить больший контраст при появлении у реки огненного пророка и фигуры Иисуса, «Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира.»
За ним следовали толпы, их привлекали его магнетизм, суровое просторечие и горькое обличение. Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Мф. 3:7-10) Пшеница молотится, а солома сжигается на пустых полях. Это был голос ветхих заповедей, последний отзвук Моисея и Илии, завершающий отблеск огня и грома Бога древних иудеев.
Но Иоанн также и приготовлял путь для Иисуса, и вместе со всей своей безжалостностью исполнял насущное и практическое служение. В нём уживалось и удивительное смирение и мягкость, так как он осознавал свою ограниченность, что он только глашатай и предвестник; а когда наступило время, он с готовностью уступил дорогу нашему Господу. Он бежал даже от мысли крестить Его, говоря о Нём с благоговением и преданностию. Я не Христос, говорил он, я всего лишь голос. Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его. (Мф. 3:11)
Его конец был трагичен, последствие грязной интриги. Со свойственной ему смелостью он осудил незаконный брак развращённого Ирода, и был заключён в мрачную крепость Макерус на берегу Мёртвого моря (Herodias, Machaerus). Затем, потакая жестокой и легкомысленной прихоти танцующей девушки, Саломеи, дочери Ирода, наущаемой своей матерью, Ирод, хоть и испытывал отвращение, но не желая взять свои слова назад, приговорил его к смерти, и устроил позорное выставление его головы на блюде.
Так закончилась жизнь этого возвышенного и выдающегося человека, проложившего путь нашему Господу. Ученики достойно погребли его тело и принесли трагическую весть Иисусу, Который, поражённый горем, не смог предстать перед толпами народа, ходившими за Ним, и удалился оттуда на лодке в пустынное место (Мф. 14:14)
|